В ОАО «РЖД» 15 апреля 2016 года состоялся форум, посвященный импортозамещению в закупочной деятельности. Основная сложность в закупке отечественной производственной продукции – несоответствующее качество представленных аналогов или отсутствие нужных компании товаров на рынке.
По мнению Сергея Фахретдинова, руководителя Комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, решить эту проблему можно созданием при госкомпаниях территориально-промышленных кластеров с участием малого и среднего бизнеса.
– В основе импортозамещения лежит очень простая идея: вместо того, чтобы покупать дорогие товары с добавленной стоимостью за границей, страна должна развивать свое собственное производство, – считает Сергей Фахретдинов. – Есть разные способы осуществления этой задачи. Одно из таких решений, способное создать прочную систему поставщиков отечественной продукции – территориально-промышленные кластеры при госкомпаниях. «РЖД» поддержали инициативу и уже работают совместно с «Деловой Россией» и НП «ОПЖТ» над созданием первых промышленных объединений, – рассказал Фахретдинов.
Вопрос, с которым столкнулись и инициаторы создания территориально-промышленных кластеров и госкомпании, заключается в необходимости, с одной стороны, обеспечить конкуренцию в закупочной практике госкомпаний, а с другой стороны, гарантировать долгосрочный спрос со стороны госкомпаний субъекту МСП, ставшему резидентом кластера.
По мнению члена президиума Генсовета «Деловая Россия» Сергея Фахретдинова, к решению этой задачи стоит подойти системно. Сначала провести работу по проведению конкурсов не на поставку конкретного продукта, а на решение определенной задачи по организации производства с последующим заключением долгосрочного контракта. Уже в дальнейшем, внести изменения в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в Постановление Правительства №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Изменения будут касаться выделения в отдельный вид закупок в рамках территориально-промышленных кластеров при госкомпаниях и введения понятия «обоснованное ограничение конкуренции» в законодательство. А также сохранения за госкомпаниями возможности учитывать закупки в территориально-промышленном кластере у МСП в выполнении 18% -ной квоты закупок у малого и среднего бизнеса.
Территориально-промышленные кластеры обеспечат оптимальные условия для концентрации инновационных компаний МСБ нужной специализации. Используя ресурсы кластера, будут решены задачи, поставленные перед госкорпорациями в том числе по импортозамещению.