Ограничение конкуренции не стимулирует развитие, а наоборот, приводит к снижению качества продукции и позволяет неэффективным предприятиям выживать за счет лоббизма. Стоит ли под лозунгом импортозамещения возвращаться к технической отсталости, свойственной закрытым экономикам?
Импортозамещение – естественный процесс, а не политика ограничений
Импортозамещение в области электроники не может быть самоцелью. Задача отрасли — научиться создавать продукты, которые смогут конкурировать на внутренних и внешних рынках. Обеспечение заказами российских производств за счет недопущения иностранных компаний не приведет к новым разработкам. Такие меры поддержат отдельные компании, но не отрасль в целом.
«Полностью заместить иностранное оборудование и компоненты не получится в принципе, на это не способна ни одна страна. Только масштабы глобального рынка позволяют эффективно существовать большинству электронных производств», — говорит Дмитрий Мирошников, председатель совета директоров компании РOTEK.
Подтверждение «отечественности» не должно быть бюрократической процедурой
РОТЕК производит «Универсальный контроллер», который полностью разработан и выпущен в РФ. Чтобы получить статус ТОРП (телекоммуникационного оборудования российского происхождения) на этот продукт, компании пришлось привлечь дополнительно специалистов, которые два года занимались исключительно данным вопросом. То есть, в итоге за счет ненужных затрат получение статуса ТОРП снижает, а не увеличивает конкурентоспособность изделия.
«Если говорить про поддержку отрасли со стороны государства, то, во-первых, необходимо отменить «западную» систему патентов и дать возможность беспрепятственно копировать все, для клонирования чего хватает компетенций. Крупные закупки техники целесообразно производить только при условии передачи технологий. Во-вторых, необходимо стимулировать экспорт. Например, на поставки за границу высокотехнологичной (с высокой добавленной стоимостью) продукции компании-производители должны получать дополнительное финансирование. В-третьих, поддерживать производство дешевыми деньгами, выделяя средства на НИОКР и создание производственных цепочек в России. Кроме того, в этот процесс нужно встроить систему образования, возродить практику наставничества, включить производство в процесс подготовки кадров», — говорит Денис Бадретдинов, руководитель бизнес-юнита «Инфраструктура» в РОТЕК.
Тренд на локализацию
Глобальные игроки лишь на крупных проектах готовы адаптировать решения под российский рынок, который в общей выручке у них занимает в среднем 2-3%. Максимум, на что они готовы – подобрать из портфеля решение, более или менее отвечающее требованиям заказчика. Этот факт создает окно возможностей для российских разработчиков и производителей.
Никто не знает потребности отечественных клиентов лучше российских компаний. Они готовы инвестировать в проекты, нацеленные на локальный рынок. При наличии подтвержденных заказов российский бизнес профинансирует как приобретение новых технологий, так и строительство производств. Постепенно в стране будут наращиваться технологические компетенции.
Например, «Ростелеком» для федерального проекта «Программа устранения цифрового неравенства» (УЦН) выбрал компанию РОТЕК основным поставщиком «Шкафов УЦН» — комплексного решения для обеспечения Wi-Fi и БШПД (беспроводного широкополосного доступа) в малых населенных пунктах. И если в начале проекта РОТЕК выступал производителем лишь некоторых комплектующих шкафов, то теперь такие элементы как источники электропитания, климатические шкафы, контроллеры мониторинга, полностью производятся компанией РОТЕК на собственных, вновь созданных, производственных мощностях. И это пример реального импортозамещения: продукт стал востребован как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
«Ключевой фактор для поддержки отечественного производителя — тендер/контракт на долгий срок, достаточный для того, чтобы окупить развитие собственного производства», — говорит Дмитрий Ванцев, руководитель бизнес-юнита «Энергетика» в РОТЕК.
Смена принципов госзакупки
У глобальных компаний действует отработанный механизм продвижения интересов на региональных рынках, в том числе наработанные связи с представителями крупнейших локальных заказчиков, рекламные бюджеты, лоббистские возможности. В результате, интересы того или иного глобального вендора часто закладываются еще на этапе формирования технического задания.
Если в рамках конкурса ставить условием не быструю поставку уже заложенного в ТЗ оборудования, а комплексное решение задачи, учитывая время, необходимое на предпроектную подготовку и производство оборудования, то преимущество будет за российскими производителями, готовыми создавать новые решения под требования локальных заказчиков. Примером могут служить успехи РОТЕК в поставках абонентских роутеров, разработанных специально по ТЗ заказчиков, операторов связи.
«В современном мире в оборудовании важны не столько комплектующие, сколько ПО. И с точки зрения софта в соотношении цена/качество у России нет равных. Мы научились создавать высококлассный софт за сравнительно небольшие деньги. Даже в Китае разработка ПО стоит дороже, чем в России. Более того, не так важно, где при таком раскладе будет произведено «железо», главное, что управлять им будет отечественный софт», — говорит Алексей Севастьянов, руководитель бизнес-юнита «Массовые продукты» в РОТЕК.
При этих условиях в будущем у нас сложится жизнеспособная отрасль, способная играть одну из ведущих ролей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.