Претендовать на статус национального смогут как действующие маршруты, так и новые. Определять их будет Экспертный совет при Ростуризме, рассматривая заявки от регионов. Как формировать маршруты и что это даст регионам – обсудят на специальном семинаре Ростуризма в середине декабря.
Глава правительства Михаил Мишустин утвердил порядок и критерии определения национальных маршрутов. Они вступят в силу 1 июля 2022 года.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
Статус национального даст маршруту дополнительные возможности продвижения. Информация о нем будет представлена на сайте Ростуризма, такие маршруты смогут участвовать в программах продвижения, которые ведомство сформирует совместно с ведущими агрегаторами туристических услуг и поисковыми системами.
Определять список национальных маршрутов и присваивать маршрутам такой статус будет Экспертный совет при Ростуризме. В него входят представители Ростуризма, а также представители туроператоров, организаций, представляющих профессиональные сообщества туроператоров.
Статус национального может получить или уже существующий, или совершенно новый маршрут. Он может иметь определенную тематику – историческую, связанную с выдающимися личностями российской культуры и истории, экологическую или агро-туристическую. Маршрут может проходить по территории одного или нескольких регионов.
Согласно документу, для того, чтобы стать национальным, маршрут должен соответствовать ряду критериев.
комплексность – туристический маршрут должен охватывать не менее 3 туристических ресурсов определенной тематической направленности;
перспективность – туристический маршрут должен способствовать росту внутреннего и въездного туристского потока в сравнении с предшествующим годом не менее чем на 25% (через 1-3 года после запуска в продажу);
актуальность – маршрут должен ориентироваться на расширение сезонных предложений туристского продукта на туристическом рынке (весной и осенью) на территории, по которой он проходит;
согласованность – в разработке заявки для отбора маршрута, помимо региона, должны принимать участие туроператоры, представители гостиничного бизнеса, экскурсионные бюро;
узнаваемость – представленность туристического маршрута в российских и зарубежных средствах массовой информации (не менее 5 изданий), социальных сетях (не менее 3 социальных сетей), в российских и международных рейтингах, участие на экспертных площадках (ярмарки, выставки, форумы, конференции) — не менее 3 в течение календарного года;
значимость – наличие в составе туристического маршрута не менее 1 значимого объекта показа.
У национальных маршрутов обязательно должна быть система навигации, туристические карты, путеводители и сувенирная продукция.
При этом национальный туристический маршрут должен быть организован таким образом, чтобы предоставить туристу возможность самостоятельно определять продолжительность и скорость его прохождения. У туриста должна быть возможность присоединиться к турмаршруту на любом этапе.
Национальные туристические маршруты включены в одну из подпрограмм Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», и стали одним из индикаторов выполнения Нацпроекта.
ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
До 2021 года национальные маршруты назывались «брендовыми» маршрутами регионов.
Напомним, что понятие брендового маршрута появилось в рамках проекта по импортозамещению, инициированного Ассоциацией туроператоров (АТОР).
По инициативе АТОР в 2015 году был создан Комитет по импортозамещению при Министерстве культуры РФ.
Ранее термин «брендовые» маршруты носил внутриведомственный характер. Но в октябре 2021 года «брендовые» маршруты были переименованы и получили официальный статус под названием «национальные туристские маршруты». Именно с таким определением они впервые появилось в постановлении правительства, которым были внесены изменения в положение о Ростуризме.
Сейчас национальные маршруты рассматриваются «наследником» Комитета по импортозамещению – Экспертным советом по внутреннему и въездному туризму при Ростуризме, куда входят представители туроператоров. Сопредседателем Экспертного совета является Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР.
По словам Ирины Петровой – руководителя рабочей группы туроператоров Экспертного совета при Ростуризме, к настоящему моменту проделана большая работа и с региональными отраслевыми администрациями, и с региональными принимающими туроператорами.
«В 2021 году эксперты оценили 18 маршрутов. Из них статус национальных туристических маршрутов получили 13. Оцениваются как старые, давно продающиеся маршруты, так и совсем новые. Интересный маршрут представила Ярославская область, которой, казалось бы, как части «Золотого кольца» уже совсем нечего было сказать. Но они пересмотрели свои активы, и выдали новый современный маршрут, который уже не только для туристов возраста 50+. Результаты в виде дополнительного потока есть у всех регионов, в том числе у тех, которые до сих пор не особо были видны на российской туристической карте – Тюмени, Челябинска, Кузбасса. Прорывом можно назвать запуск межрегионального маршрута «Государева дорога». Этот довольно сложный, проходящий по 4 регионам турмаршрут, тем не менее, оказался настолько интересен туристам, что спрос на туры по нему растет уже независимо от сезона», – рассказывает г-жа Петрова.
УСТАНОВОЧНЫЙ СЕМИНАР РОСТУРИЗМА ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ СОСТОИТСЯ 14 ДЕКАБРЯ
Опыт работы над национальными туристическими маршрутами показал, что и у региональных администраций, и у принимающих туроператоров возникает множество вопросов – от принципов формирования маршрутов до продвижения и софинансирования объектов инфраструктуры.