Телекоммуникационная отрасль, как и многие другие, пострадали от сложной макроэкономической ситуации: большинство операторов понесли существенные потери из-за изменившегося курса рубля по отношению к евро и доллару.
Многие по итогам 2014 года оказались в «минусе» по выручке и прибыли. Ряд игроков рынка вынуждены были сократить инвестиционные программы и начать экономить на модернизации оборудования, так как покупать его приходится у зарубежных поставщиков за валюту. Между тем, как считают эксперты, у российских производителей оборудования есть перспективы в сфере импортозамещения, и даже более – по выходу на рынки других стран. Одно из таких направлений – производство оптоволоконного кабеля, перспективы которого обсудили в рамках проведенной журналом «Управление бизнесом» конференции «Импортозамещение. Непридуманная история».
Директор НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Сергей Кадочников отметил, что производство оптоволоконного кабеля – одно из перспективных направлений, которые государство может субсидировать. Суммы, выделенные на субсидии по программе импортозамещения, ограничены, на все проекты все равно не хватит, в связи с чем имеет смысл выбрать наиболее перспективные направления, а в них – игроков, способных стать национальными лидерами, а возможно – и выйти на зарубежный рынок.
Преимущество производства оптоволоконного кабеля в том, что этот рынок является активно растущим: во всем мире требуется около 320 млн км оптоволокна, и с каждым годом потребности только увеличиваются, а мощности российского производства составляют лишь от 2 до 3 % от мирового рынка.
При этом с первого взгляда ситуация в сегменте производства оптоволокна в России кажется вполне благополучной: доля импорта на рынке конечного кабельного продукта, используемого в телекоммуникациях, составляет лишь около 10 %. Однако если разобраться, то большая часть комплектующих, которые необходимы для производства кабеля, поставляются из-за рубежа – в этом отношении доля импорта составляет около 90 %.
Понятно, что ситуацию надо менять. Однако, по словам г-на Кадочникова, нельзя делать импортозамещение самоцелью. Необходимо смотреть в будущее: если вдруг ситуация изменится, рубль укрепится, а санкции снимут, продукция российского производителя может снова стать не столь конкурентной. Поэтому надо смотреть шире. Активный рост рынка оптоволоконного кабеля и спроса позволят компании, которая станет национальным лидером, выйти на рынки других стран, не борясь с его лидерами за их долю рынка, а конкурируя в свободных нишах.
Конечно, поддержка государства должна быть не только в рамках субсидий: регулятор должен поддерживать и НИОКР, а также стимулировать внутренний спрос, чтобы российские производители могли развиваться. В этом направлении работа уже идет. В частности, одним из основных потребителей оптоволокна в России является «Ростелеком». Кроме того, сейчас запустился проект по устранению цифрового неравенства, в рамках которого телекоммуникационными сетями будут охвачены не только города, но и небольшие населенные пункты на всей территории России. Этот проект должен стимулировать внутренний спрос весьма активно.
Г-н Кадочников отметил, что и без этого проекта рынку сбыта оптоволокна в России есть куда расти: проникновение широкополосного доступа в Интернет пока не так велико даже в крупных городах – в сравнении с крупными европейскими городами. Вкупе с ростом мирового рынка это должно создать благоприятные условия для развития российского производства. И в Саранске уже создана компания, чьи объемы производства оптоволоконного кабеля покрывают около 40 % от российских потребностей.
Однако сами российские производители не столь оптимистично смотрят на свои перспективы: Геннадий Ковалев, генеральный директор КБ «Севкабель», охарактеризовал их эпитетом «тоскливо» — именно так, по его мнению, обстоят дела с импортозамещением в производстве оптоволокна. Причина тому – отсутствие на территории России и даже в СНГ кварцевого песка, необходимого для производства.
Но даже несмотря на это, как отметил представитель «Севкабеля», побороться за рынок можно – но лишь в отдельных областях, например, радиационно-стойкое волокно. У российских производителей уже есть опыт: отечественный кабель поставлялся в зону аварии на Чернобыльской АЭС, причем он обошел и зарубежные аналоги, а впоследствии хорошо себя зарекомендовал.
Плюсами в пользу российского специализированного оптоволоконного кабеля могут стать ценовая привлекательность и наличие технических спецификаций, которые, по словам г-на Ковалева, иностранные производители не предоставляют клиентам, призывая верить на слово. Так что, если бы государство оказало необходимую поддержку, это направление можно было бы развить и с ним выйти на зарубежный рынок.