В Счетной палате заявили о выполнении 23 пунктов антикризисного плана.
Из мониторинга ведомства, опубликованного на сайте СП, следует, что правительством Российской Федерации проведена «большая работа по разработке проектов законодательных и других нормативных правовых актов, издание которых предусмотрено планом».
По состоянию на 24 апреля 2015 года, выполнены либо находятся в высокой степени готовности более 80% пунктов плана: выполнено 23 пункта (38,3%), частично выполнено 27 пунктов (45%), не выполнено 8 пунктов (13,4%). Срок выполнения двух пунктов (3,3%) до настоящего времени не наступил.
В мониторинге за первый квартал пункты плана отмечаются как выполненные, если приняты законодательные и (или) нормативные правовые акты, в том числе по обеспечению мероприятий финансовыми ресурсами. Начиная со второго квартала, будет осуществляться мониторинг и контроль непосредственно за исполнением «антикризисных» мероприятий — доведение финансовых средств до конечных исполнителей и получателей, их дальнейшее использование.
Действующей редакцией Федерального закона о федеральном бюджете на реализацию антикризисных мер правительства России заложено 602,5 млрд. руб. Сумма средств «антикризисного» фонда составляет 206,7 млрд. руб. На 24 апреля 2015 года, правительством приняты решения о перераспределении средств «антикризисного» фонда в объеме 190,5 млрд. руб., в том числе на реализацию мероприятий плана — 141,9 млрд. руб.
В целях сокращения доли «коммерческих» заимствований в структуре регионального долга общий объем ассигнований, утвержденных законом о бюджете на указанные цели, увеличен на 160 млрд. руб. и составил 310 млрд. руб. (пункт 1 плана). Для обеспечения доступности кредитов для предприятий реального сектора на 230 млрд. руб. увеличены объемы госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, в том числе на осуществление инвестиционных проектов, а также упрощен порядок и сокращен срок рассмотрения заявок на предоставление государственных гарантий РФ (пункты 6 и 7 плана).
Кроме того, правительством выделено 11 млрд руб. (путем предоставления субсидий) на поддержку кредитования жилищного строительства на возмещение недополученных доходов кредитных организаций и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» при выдаче физическим лицам кредитов по ставке 12% годовых (пункт 39 плана).
Еще 9 млрд руб. предусмотрены на указанные цели в рамках ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. В рамках выполнения антикризисного плана на поддержку производителей автомобильной и специальной техники выделено 3 млрд руб. (пункт 42 плана), на компенсацию российским организациям автомобильной промышленности части затрат в связи с производством колесных транспортных средств — 10 млрд руб. (пункт 43 плана).
Еще 11,3 млрд руб. выделено на закупку транспортных средств для государственных и муниципальных нужд в целях поддержки объемов производства и продаж у системообразующих российских автопроизводителей (пункт 46 плана).
Приняты решения, которые направлены на расширение мер по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, разработаны отраслевые программы импортозамещения в сфере промышленности и сельского хозяйства (пункты 17, 20 и 41 плана).
Добавим, что в рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение социальной стабильности, правительством принят ряд нормативных правовых актов и предусмотрены дополнительные средства в объеме 188 млрд руб. на проведение индексации страховых пенсий с учетом роста потребительских цен в 2014 году (пункт 56 плана).
В целях стабилизации цен на регулируемом рынке лекарственных препаратов приняты федеральные законы, предусматривающие возможность установления предельных отпускных цен на отдельные виды медицинских изделий (пункт 57 плана). Предусмотрена дополнительная финансовая поддержка семей с двумя и более детьми — получение единовременной выплаты за счет материнского капитала в размере 20 тыс. руб. (пункт 54 плана).
По оценке Счетной палаты, недостаточными темпами реализуется программа докапитализации системно значимых кредитных организаций (пункт 2 плана).
Правительством России реализуется комплекс мер по обеспечению исполнения государственных закупок, снижение финансовой нагрузки на участников закупок (пункт 9 плана). Предлагается законодательная новация, которая позволит обеспечить координацию закупок иностранного оборудования заказчиками, улучшить условия для участия отечественных производителей в закупках крупных заказчиков, а также создать преференциальные условия для отечественных поставщиков вне рамок процедур определения поставщиков с учетом правил ВТО (пункт 16 плана).
Изменения налогового законодательства направлены на содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек (пункты 26, 27, 30 и 32 плана). Пунктом 37 предполагается направить до 50 млрд руб. на поддержку сельского хозяйства, из которых в настоящее время выделено 32,6 млрд руб., или 65,2%, в том числе: 20 млрд. руб. — на финансовое обеспечение реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.; 10 млрд руб. — на осуществление взноса в уставный капитал ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» в целях кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса; 2,6 млрд руб. — на предоставлении межбюджетных трансфертов региональным бюджетам для компенсации сельхозтоваропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Остаются невыполненными 8 мероприятий плана. Для увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» будут предоставлены финансовые ресурсы в объеме до 300 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния (пункт 4 плана). По состоянию на 20 апреля 2015 года, указанные средства в ГК «Внешэкономбанк» не поступали. За истекший период 2015 года ответственными исполнителями не разработаны проекты нормативных правовых актов о предоставлении целевого возвратного фондирования для финансирования поставки гражданских воздушных судов российского производства российским авиакомпаниям и рефинансирования текущих обязательств предприятий гражданской авиационной промышленности по кредитным договорам (пункт 47 плана).
В установленный пунктом 34 плана срок (6 марта 2015 года) в правительство России не внесены проекты актов, направленные на приоритезацию мероприятий государственных программ. Аналогичная ситуация наблюдается и в части выполнения пункта 35 плана, предполагающего пересмотр приоритетов мероприятий федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы в целях обеспечения ввода объектов в 2015 году.
Правительство РФ в конце января опубликовало антикризисный план поддержки российской экономики на 2015-2016 годы. Пакет мер призван обеспечить устойчивое развитие экономики в связи с неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктурой, в частности в связи с падением цен на нефть, санкциями Запада на фоне кризиса на Украине и российскими ответными мерами. Позднее президент РФ Владимир Путин призвал правительство не медлить с его реализацией.