Созданные в ИППУ СО РАН катализаторы позволяют производить экологически чистое моторное топливо.
Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН (ИППУ СО РАН) специализируется на проведении исследований и разработок, которые реализуются на промышленных предприятиях для получения готовой продукции. Созданные институтом катализаторы для производства высокооктанового компонента современных бензинов более 20 лет используются нефтеперерабатывающими предприятиями страны. Общий объем выпускаемого с их помощью экологически чистого моторного топлива превышает 7 млн. тонн в год.
Востребованность разработок ИППУ СО РАН с каждым годом растет. Сейчас в Омске создается новый катализаторный завод, который станет первым проектом замещения импортных технологий в российской нефтепереработке и одним из этапов развития регионального нефтехимического кластера. Создание катализаторного завода является очередным шагом развития ОНПЗ, на базе которого последние годы создаются новые производства с последующим формированием в самостоятельные бизнес-направления «Газпром нефти».
Напомним, что в сентябре 2015 года Губернатор Омской области Виктор Назаров и Генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков подписали Соглашение о реализации инвестиционного проекта по развитию производства отечественных катализаторов. Решением федерального Министерства энергетики будущее производство катализаторов получило статус отраслевого национального проекта в рамках программы импортозамещения в нефтеперерабатывающей промышленности России.
Институт работает с омской катализаторной фабрикой (АО «Газпром нефть»), а также ведет совместный проект с Ангарским заводом катализаторов и органического синтеза по реконструкции производства и созданию технологических линий для выпуска современных отечественных катализаторов по проекту «Платина». Катализаторы риформинга и изомеризации в качестве активного компонента содержат платину, способную ускорять большое количество реакций. При помощи таких катализаторов можно получать необходимые компоненты и выпускать современные высокооктановые автомобильные бензины, соответствующие экологическому классу 5, которые по своим показателям соответствуют мировому уровню.
Эксперты отмечают, что отечественные катализаторы будут дешевле импортных аналогов и устойчивы к сложным условиям эксплуатации. Срок службы катализаторов риформинга на отечественных установках не менее 10 лет, что с лихвой окупает затраты НПЗ на их приобретение.
Специалисты ИППУСО РАН также сообщают о перспективах разработки новых углеродных материалов, которые находят широкое применение в России и за рубежом у производителей кабельной продукции и источников тока.