В понедельник председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Постановление принято во исполнение закона о преференциях для российского ПО при госзакупках, подписанного президентом РФ 1 июля 2015 года. Законом предлагается расширить сферу использования российских компьютерных программ и баз данных, а также создать единый реестр российского софта в целях оказания правообладателям господдержки. Реестр должен регулироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При госзакупках предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, авторы предлагают обязать заказчика публиковать в реестре обоснование отказа от закупки.
Закон вступает в силу менее чем через полтора месяца – с 1 января 2016 года.
Принятию закона предшествовало обсуждение проблемы технологической зависимости государственных структур от импортных программных продуктов. Индустрия настаивала (см., например, статью Натальи Касперской) на том, что ключевое значение имеет закупка для государственных нужд отечественного ПО, а не его зарубежных аналогов. Отечественными предлагалось считать программные продукты, вошедшие в реестр таковых. Ведение реестра предполагалось возложить на отраслевую ассоциацию при контроле со стороны Минкомсвязи.
Минкомсвязь, однако, в сентябре 2014 года придерживалась другой стратегии – регулятор намеревался обложить софтверную отрасль сборами по аналогии с отчислениями в фонд универсальной услуги связи, и затем инвестировать собранное в разработку отечественных программных продуктов.
Впоследствии от этой идеи отказались. Закон принят в трактовке, близкой к тому, что предлагала Касперская.
Проект постановления был разработан четыре с половиной месяца назад.
Ключевой момент – реестр отечественного программного обеспечения, методы его ведения и практического применения, а также критерии, по которым программный продукт считается отечественным, а не зарубежным.
Формирование реестра осуществляет Минкомсвязь. Оператор реестра – организация, выполняющая технические функции его ведения – определяется, согласно тексту постановления, Минкомсвязью в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Евгения Василенко в комментарии Экспертному центру констатировала, что «Минкомсвязь официально становится уполномоченным органом по ведению реестра ПО», и высказала сомнение в том, что до 1 января хватит времени успеть определить на конкурсе оператора реестра отечественных программных продуктов.
«Запуск реестра – серьезный проект, и сейчас остается совсем немного времени на его реализацию. Необходимо разработать и выпустить нормативные акты Минкомсвязи, в частности, положение об экспертном совете, утвердить классификатор ПО, нужно определить оператора реестра, создать информационную систему реестра и т.д. АРПП является соавтором постановления и готова активно включиться в реализацию указанных задач. Часть из них мы уже делаем. Год назад мы запустили каталог отечественного ПО, чтобы собрать информацию о существующих российских решениях».