Заместитель Генерального директора НПО «Родина» Леонид Богуславский:
«За два года вопрос импортозамещения украинскими комплектующими в авиастроении может быть закрыт!»
— В авиастроении, как в одной из стратегических отраслей промышленности, импортозамещение идёт ударными темпами. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин недавно заявил, что российским авиастроительным предприятиям удастся заменить порядка 80% зарубежных комплектующих. Но, если импортозамещением западных производителей в России планомерно стали заниматься ещё в 2012 году, то «украинский фактор» возник внезапно. Можно сказать, что сегодня разрушена единая производственная цепочка в этой отрасли. По разным оценкам, цена украинского импортозамещения в авиастроении — 2,5-3 млрд. долларов и 2018-й год.
Понятно, что чем более высокотехнологична отрасль промышленности, тем больше времени необходимо для полного импортозамещения. Самые современные самолёты — Sukhoi Superjet и МС-21 изначально проектировались с большой долей импортных комплектующих. Сложность в том, что все агрегаты создаются с конкретной геометрией, с определёнными массовыми характеристиками. И они выведены в серийное производство. И перед НПО «Родина», как разработчиком авиационной техники, стоит задача не просто создать аналогичный агрегат, но и вписать наш аналог по техническим характеристикам и габаритным размерам. Задача сложнейшая.
Одни только опытно-конструкторские работы занимают около года. Следующий этап — создание опытного экземпляра, так называемого предсерийного образца. Затем проводятся многократные испытания изделия. В результате запуск серийного производства занимает до двух с половиной лет.
В структурном подразделении НПО «Родина», на Старицком механическом заводе, уже находятся в стадии серийного производства системы управления, приводы и агрегаты для самолетов дальней авиации. Имеющиеся производственные мощности позволяют развернуть производство и сложнейшего оборудования и систем самолёта Sukhoi Superjet.
НПО «Родина» сделало свои предложения по импортозамещению этих агрегатов, нами проведена первичная конструкторская разработка, и, при необходимом финансировании, через два года задача может быть решена. НПО «Родина» и российское авиастроение не просто создадут аналоги импортных изделий, а по некоторым направлениям будут обладать лидирующими технологиями.
Справка о компании:
Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение «Родина» было основано в 1936 году. Тогда Организация носила название ОКБ-28 Главного Управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР.
С первых дней своего создания ОКБ активно включилось в работу по проектированию новых воздушных винтов изменяемого шага. Воздушными винтами, спроектированными в ОКБ, были оснащены все отечественные боевые самолеты, принимавшие участие в Великой Отечественной войне.
Современная тематика разработок ОАО НПО «Родина» начала формироваться в начале пятидесятых годов в период проектирования первого поколения гидромеханических усилителей (бустеров) систем управления полетом первых отечественных реактивных самолетов МИГ-15 и МИГ-19.
В средине пятидесятых годов были разработаны первые электрогидравлические агрегаты приводов систем автоматического управления аэродинамическими рулями беспилотных летательных аппаратов, определившие основное направление развития тематики предприятия до настоящего времени.
В целом, формирование тематики диктовалось развитием техники систем управления летательных аппаратов и, в первую очередь, систем управления полетом самолетов широкого спектра назначения от малоразмерных высоко маневренных боевых машин до тяжелых пассажирских, транспортных и военных самолетов.
Основу тематики составляют электрогидравлические (точнее, электронно-гидравлические) системы управления, включающие датчики первичного управляющего сигнала, датчики внутренних параметров, электронные блоки управления и встроенного контроля, а также силовые электрогидравлические и гидромеханические гидроагрегаты.
Другую крупную часть тематики составляют гидравлические приводы, большая часть которых имеет механическое управление. Приводы этого типа, как указывалось выше, впервые реализовали использование гидравлической энергии в авиационных системах управления полетом и нашли широкое применение в самолетах разработки 60-х-90-х годов.
В самолетах последующего периода времени находят все более доминирующее применение электрогидравлические силовые приводы, непосредственно управляющие аэродинамическими рулями и входящие в состав электродистанционных автоматизированных и автоматических бортовых систем управления. Приводы помимо силового электрогидравлического агрегата включают также электронный блок управления и встроенного контроля.
Новым направлением работ предприятия является создание аварийных систем управления и приводов аварийных систем. Их разработку определили требования отечественных «Норм летной годности самолетов транспортной категории» (Авиационные правила. Часть 25), соответствующие нормативным документам США (FAR), Западной Европы (JAR), и устанавливающие необходимость безопасного завершения полета в условиях полного отказа многоканальной дистанционной электрогидравлической системы управления полетом.
Для систем управления полетом беспилотных летательных аппаратов на предприятии разработан ряд комплексов электрогидравлических агрегатов с автономным гидравлическим питанием (электрогидравлических систем – ЭГС), включающих электрический двигатель, высокооборотный насос с регулируемой характеристикой, компенсатор-аккумулятор рабочей жидкости, электрогидравлические рулевые агрегаты и другие устройства.
Обширная группа изделий представлена электрогидравлическими и гидромеханическими агрегатами, которые выполняют силовые функции в электрогидравлических следящих приводах, осуществляют реконфигурацию функциональных схем комплексных систем управления при возникновении в них локальных отказов, автоматически раскрывают крылья беспилотного летательного аппарата после его выхода из стартового контейнера и выполняют функции пассивных противофлаттерных демпферов.
Одним из основных принципов создания новой техники по тематике предприятия является метод блочно-модульного проектирования, в соответствии с которым комплексные изделия формируются на основе отработанных высококачественных фрагментов, разработанных в виде опережающего задела или являющихся составной частью ранее выполненных оригинальных проектов.
За период времени около 80 лет на предприятии разработано более 500 систем, приводов, агрегатов и электронных блоков для летательных аппаратов около сотни наименований.
Такие широко известные самолеты и вертолеты, как ТУ-154, ТУ-144, ТУ-22, ТУ-22М, ТУ-160, ТУ-204, ТУ-214, ТУ-334, МИГ-19, МИГ-21, МИГ-23, МИГ-25, МИГ-29, СУ-24, СУ-27, ИЛ-76, ИЛ-86, ИЛ-96, Бе-200, МИ-2, МИ-6, МИ-10К, КА-26, КА-32, КА50, КА52, КА-126, АН-124, АН-225 и многие другие оснащены агрегатами и системами управления разработки ОКБ.
Гидравлический и электрогидравлический принципы действия разрабатываемых агрегатов и систем в сочетании с развитием в ОКБ электронного направления позволили создать уникальные возможности по проектированию современных комплексных дистанционных и автоматических систем управления летательных аппаратов всех существующих типов.
За годы существования в ОКБ было спроектировано большое число многоканальных рулевых агрегатов и приводов, сервоприводов систем автоматического управления полетом, электрогидравлических систем управления воздухозаборниками двигательных установок самолетов, электродистанционных систем управления механизацией крыла (стреловидностью, закрылками, предкрылками), передней стойкой шасси, а также рулевых агрегатов и автономных электрогидравлических систем для беспилотных летательных аппаратов.