Решение строить СПГ-танкеры на российской верфи «Звезда» для «Арктик СПГ-2» – попытка найти оптимальный путь по импортозамещению и развитию экономики. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
«Бизнес на технологиях сжижения природного газа создается в России не просто для зарабатывания денег и освоению новых мировых рынков. Одной из целей ставится способствовать импортозамещению в стране в сферах машиностроения, судостроения, в металлургической и химическом промышленности. Предполагается, что развитие СПГ-проектов потянет за собой целые сектора реальной экономики РФ.
Но за время развития «Ямал СПГ» масштабных технологий в России не создали – единственное, изобретена своя технология мембранная структура для резервуаров танкеров. Сейчас с учетом верфи и строительства гравитационной платформы Россией по западным технологиям, в вопросе импортозамещения ожидается прорыв. Именно поэтому государство пошло на компенсации «Новатэку» части стоимости танкеров на отечественной верфи – целью ставится самим научиться производить газовозы», — отмечает аналитик.
По предварительным данным, судно-газовоз класса Arc7 для проекта «Новатэка» «Арктик СПГ-2» оценивается в $383 млн. В компании подтвердили, что соглашение будет заключено с «Совкомфлотом» и судостроительным комплексом «Звезда» в первом квартале 2019 года. Головное судно должно быть построено в 2020-2022 годах. Постройку остальных 14 танкеров планируется завершить к 2025 году. В «Новатэке» признали: первая линия «Арктик СПГ 2», которую рассчитывают ввести в конце 2022 года, может обойтись без собственных танкеров Arc7, позаимствовав их у проекта «Ямал СПГ», однако для второй линии такой возможности уже нет.
«Вряд ли все составляющие танкеров будут произведены в России – есть информация, что наиболее сложные узлы и комплектующие будут заказываться у той же Кореи. Но даже при этом если бы не субсидии бюджета, говорить о развитии внутреннего производства не пришлось бы – «Новатэк» просто заказал бы готовые суда на корейских верфях. Но от внутреннего производства ждут довольно серьезной отдачи в будущем.
Есть страны, которые в принципе ничего не делают для освоения новых технологий – к примеру, Катар. Все необходимое для добычи и сжижения газа импортируется, внутри страны производство не развивают. Россия же поставила целью освоить новые технологии, создать производственные линии и развивать собственные наработки. Такое стремление можно только приветствовать, но есть один нюанс – совмещение этой работы со временем, которое нельзя упускать уже сегодня», — подчеркивает эксперт.
Локализация плюс время
По информации «Новатэка», рыночная стоимость одного судна составляет порядка $315 млн, с учетом локализации производства она будет снижаться. Бюджет собирается компенсировать «Звезде» часть стоимости судов на азиатских верфях – Южная Корея предлагает построить газовозы для проекта, но в России взяли курс на развитие собственного производства. Минпромторг может субсидировать 30% стоимости строительства танкеров класса Arc7 и 20% — типа MR на газомоторном топливе.
Однако в «Звезде» уточняют – заявленная низкая цена газовозов возможна лишь при полной загрузке верфи другими заказами согласно перспективному плану до 2035 года, иначе только головное судно обойдется заказчику вдвое дороже, чем в Южной Корее. Основным риском при строительстве на «Звезде» назывались не только стоимость, но и соблюдение сроков сдачи газовозов. В «Новатэке» считают, что задержки неприемлемы.
«Нужно понимать, что если бюджет откажется субсидировать строительство газовозов в РФ, «Новатэк» от них откажется и пойдет с заказами в Корею. Подобный пример недавно уже был с поставкой турбин – компания могла отдать предпочтение российскому производителю этого оборудования, но предпочла импортные изделия. Потому контракты на строительство газовозов в РФ не только экономические, но и политические — ставящие целью развитие производства и технологий в нашей стране.
Россия в данном случае пытается совместить два фактора – время и развитие технологий. Ведь пока мы будем искать собственные эффективные технологические решения, испытывать их и внедрять в производство, мировой рынок СПГ освоят другие игроки. Сейчас свои позиции на нем пытаются застолбить самые разные страны – от Австралии до Мозамбика и от Катара до США. России упускать перспективные возможности просто непозволительно.
Потому выбрана «гибридная стратегия» – активно осваивать новые технологии, пусть даже на основе иностранных решений и с частичным импортом, параллельно развивая производство СПГ и реализуя возможности по освоению рынка. Без подобных проектов гражданское судостроение в России окончательно вымрет, а так мы получаем толчок для развития. Насколько действенной окажется подобная стратегия, станет ясно уже в ближайшие годы — в перспективе решатся сразу две экономические проблемы: рост внутреннего производства и развитие СПГ-отрасли», — заключает Станислав Митрахович.